Рынок мобильных осветительных вышек в России достаточно молод по отношению к Европе. Реальный интерес к подобным устройствам возник в середине 2000-х годов, когда некоторые из европейских и американских производителей начали завозить и широко рекламировать данный тип оборудования. В первую очередь они столкнулись с устоявшимся мнением конечных клиентов в том, что данное оборудование просто не нужно при производстве работ в России, и что его, можно заменить «приспособами», которые прекрасно выполняют те же функции, а стоят не в пример дешевле. Тем не менее, усилия таких компаний как Atlas Copco, Tower Light, Wacker Neuson и т.п. привели к тому, что осветительные вышки стали обязательным продуктом, который рассматривается конечным потребителем как необходимое оборудование при производстве большого по разнообразию количества работ. Конструкция и комплектация осветительных мачт сильно зависит непосредственно от тех работ, которые предполагает выполнять заказчик.
Осветительные вышки, за последние 20 лет, стали востребованы при :
- Проведение аварийно-спасательных и противопожарных работ;
- Проведение работ (строительство и ремонт) на линейных объектах (железнодорожные и автомобильные дороги, трубопроводы, ЛЭП и т.п.);
- Проведение работ в местах отсутствия стационарного освещения или невозможности его немедленного подведения на момент работ (аэродромы, временные лагеря и т.п.);
- Проведение массовых мероприятий с большим стечением народа;
- Проведение строительных работ, связанных с непрерывность строительного цикла (например, бетонных работ) и проводимых, невзирая на время суток. Данный вид использования осветительных вышек можно так же отнести и к прочим строительным работам;
- Освещение временных складов и хранилищ, в том числе на открытых площадках.
Список работ не ограничивается вышеприведенными примерами, но дает возможность говорить о возможном разделении Осветительных мачт на несколько типов и конструкций. Так принципиально разделить мачты на два типа: передвижные (перевозимые на собственном шасси или транспортировочном комплекте) и стационарные (перевозимые грузовым транспортом или переносимые в места проведения работ). К стационарным можно отнести мачты, которые являются конструктивным элементом для создания более сложных устройств (например, аварийные и пожарные спецавтомобили), а так же, такие осветительные мачты, которые разворачиваются и устанавливаются самостоятельно на треногах или специальных платформах.
В связи с Постановлением правительства РФ «об утилизационном сборе» от 2016 года – мачты на скоростных шасси не будут востребованы в России в связи с высокой ценой, в которую войдет данный налог. Такие мобильные мачты у некоторых производителей, возможно, в ближайшие месяцы, можно будет приобрести по старой цене, но данные предложения ограничены складскими остатками. Наиболее востребованы осветительные вышки на собственном транспортировочном комплекте двух типов: перевозимых силами одного человека и мачты перевозимые автомобилем, с возможностью менять сцепное устройство (шар, кольцо и т.п.), и с возможностью менять высоту самого сцепного устройства. Для мачт, перевозимых путем полной погрузки, предусматриваются специальные уши или кольцо, для возможности зацепки стропой, при погрузке краном.
По методу выдвижения секций мачт осветительной мачты имеются три основных типа: механический (ручная тросовая лебедка), гидравлический и пневматический (ручной или электрический насос). Наиболее дешевый вариант – механический. Он так же наиболее надежен при грамотном обслуживании и наиболее распространён из всех прочих. В случае использования гидравлического типа выдвижения секций, происходит ограничение на возможность полного сворачивания конструкции, зато появляется возможность устройства подвижной короны, т.е. блок прожекторов на рабочей высоте может, с помощью оператора, менять направление освещения. Кроме того, что данный привод раздвижения секций достаточно дорогой, а также он трудно ремонтируемый и менее надежный. Минусы гидравлики заключаются в том, что при использовании гидравлического привода, нет возможности сложить свёрнутые секции в горизонтальное положение, что существенно ограничивает возможности при транспортировке и возможно, хранении. Возможно, использование и покупка данных типов мачт экономически обоснована при эксплуатации вышки с повышенной грузоподъемностью (большое количество прожекторов 6 и более) и с высокой высотой подъема секций (свыше 10 метров). Пневматический же тип разворачивания секций осветительной мачты, наиболее распространённый на антенных мачтах, хорошо работает при малом количестве секций и невысокой грузоподъемности. Так, при навешивании на данную мачту мощных (и от этого тяжелых) прожекторов, она может просто не сможет поднять осветительный блок на необходимую высоту.
По типу используемых ламп в прожекторах для осветительных блоков мобильных мачт, различают: металл галогенные лампы (МГЛ), галогенные лампы (ГЛ), светодиоды (Led). Наиболее распространённые мощности прожекторов: 500, 1000, 1500 Вт для МГЛ и ГЛ, а так же 50, 100, 150 Вт для LED. Количество прожекторов от 4 до 6 шт., в зависимости от высоты и типа привода подъема. Класс защиты не менее IP54. Важно, чтобы все изделие могло эксплуатироваться в широком температурном режиме.
Осветительные мачты могут быть как с источником питания, так и без, но с возможностью подключения мачт, как к отдельному генератору, так и к внешней электрической сети. Источником питания могут быть дизельные и бензиновые электростанции, а так же все альтернативные возобновляемые источники питания (свет, ветер). При использовании генератора предусматривается небольшой запас по мощности, с возможностью подключения к нему дополнительных устройств типа ручного электроинструмента или дополнительных мачт освещения. Важным параметром подбора генераторов для мачт, является время топливной автономности, как правило, топливный бак дизельной электростанции, должен позволять работать без дозаправки до 50-60 часов (мачты с подобным временем автономии уже присутствуют на рынке и являются стандартом). Генераторы снабжаются погодозащитным кожухом, т.к. используются в составе мачты в тяжелых климатических условиях. Шумозащита не является особо важным критерием, за исключением отдельных видов работ, приводящим к удорожанию конечного изделия.
На рынке России имеются несколько моделей вышек от разных производителей с использованием альтернативной энергии. Так, например, предлагается совершенно бесшумная мачта на солнечных батареях (днем она накапливает энергию, а ночью светит). Она собрана на шасси для локального передвижения, с телескопической мачтой снабженной ручной лебёдкой, и складывающиеся для перевозки солнечными панелями. В качестве источника освещения устанавливаются прожектора LED (с небольшим потреблением энергии). Такая конструкция является достаточно «сырой», т.к. работоспособность её сильно ограничена работоспособностью аккумуляторных батарей, а так же высокой стоимостью первоначальных вложений.
Рынок мобильных осветительных устройств для автономного освещения объектов в России уже сложился, конечный потребитель уже может выбрать из представленного разнообразия - модель осветительной мачты с подходящими параметрами. Так, здесь, присутствуют практически похожие по исполнению, но разные по производителю, осветительные мачты от американских и английских заводов (Wanco, Wacker Neuson, Morris, Terex, Ingersoll Rand). Как правило, это всего одна или две модели похожие друг на друга. Европейские же производители (MOSA, Generac(Towerlight), Green Power Systems, Atlas Copco, Elentek, Onis Visa, CTM) демонстрируют более широкий модельный ряд, который иногда является даже чрезмерным, т.к. некоторые модели практически дублируют соседние, отличаясь друг от друга только в деталях. Устойчивым трендом европейских производителей является заказ мачт у одного и того же производителя, но со своими модификациями и со своими генераторами, необходимыми для дополнения этими осветительными мачтами собственной линейки дизельных или бензиновых электростанций. В то же время российские дистрибьютеры не поддерживают на складе широкий модельный ряд, ограничиваясь только несколькими моделями, на остальные изделия предлагается большой по времени срок поставки. Естественно не обошлось без китайских заводов, которые, не мудрствуя лукаво, производят дешевые копии небольших мачт от известных брендов (Greenfield, Masalta и т.д.). Также, в России, мы имеем несколько российских брендов, которые самостоятельно не производят оборудование, заказывая осветительные мачты в Европе или Китае у известных и не очень производителей. Самостоятельное же производство осветительных мобильных телескопических осветительных вышек практически отсутствует, а то, что есть, можно уверенно назвать мелкосерийным. Большим плюсом данных производителей, можно считать то, что в случае получения внятного технического задания от клиента, данные производства смогут изготовить именно то устройство, которое необходимо потребителю. В то же время, в России есть производства, выпускающие принципиально другое устройство для освещения. Это так называемый «световая башня» и «световой шар» (надувные устройства с газоразрядными лампами и мини электростанцией). Они уже достаточно известны и пользуются популярностью у некоторых потребителей.